Теоретическое отделение в школе искусств было открыто в 2017 году, а учебные предметы «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» – с момента открытия, с 1989 года. Учебная дисциплина «Слушание музыки» введена в учебный процесс в 2014г.
Дляучащихся теоретического отделения учебные предметы «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки» являются одними из обязательных дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, а также, формированию музыкального вкуса.
На отделении работают преподаватели с большим педагогическим опытом: Виноградова Мария Юрьевна, преподаватель первой квалификационной категории, заведующая теоретическим отделением. Кузнецова Лариса Валерьевна, преподаватель первой квалификационной категории. Наши педагоги стараются сделать учебный процесс как можно интереснее, поддерживают любые стремления детей к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений.
Преподаватели совместно со своими учениками, в течении года, проводят встречи-концерты для родителей, выступают за пределами школы, посещают театры и концертные залы. Также, ежегодно преподаватели теоретического отделения участвуют в проектах социальной направленности, таких как: 1. Проект профориентационной работы «Давайте будем дружить»; 2. Совместный проект учащихся и преподавателей «ЧДШИ №2» и Чувашского Государственного художественного музея воскресная студия семейного эстетического досуга «Азбука искусств»; 3. Школьный проект “Хоровая гостиная”.
Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Так, на хоровом отделении ЧДШИ №2 Виноградовой Марией Юрьевной был организован шумовой оркестр «Колокольчики». Преподаватель ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любимые мелодии, самостоятельно музицировать. Активное участие ребят младших классов хорового отделения в концертной деятельности школы дает детям возможность в полной мере реализовать свои творческие способности, развить чувство ритма. В детском оркестре юные музыканты-исполнители чувствуют большой эмоциональный подъём, ответственность, они понимают, каким важным делом занимаются.
Преподаватели теоретического отделения постоянно повышают свой уровень профессионализма, распространяют педагогический опыт, проводят открытые уроки, мастер-классы, выступают с докладами на семинарах, презентациях, конференциях, участвуют в круглых столах, в рамках которых демонстрируют свой педагогический опыт.