Тип проекта: профориентационно – информационно-познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники взаимодействия: дети младшего и старшего возраста и воспитатели детских садов № 82, 105, 97, 117, учащиеся и преподаватели «ЧДШИ №2», родители.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Социальная значимость проекта: направлена на создание благоприятного эмоционального фона психологического комфорта, на сохранение здоровья и социализацию воспитанников.
Во время концерта дошкольники получают наглядное представление о музыкальных инструментах, знакомятся с историей музыки, а также с творчеством и с произведениями различных композиторов. Классическая и народная музыка, звучащая в исполнении учащихся школы искусств оставляет ярчайший след в эмоциональной памяти дошколят и создает большую мотивацию к занятиям классическим и народным искусством. После таких концертов многие бывшие воспитанники детских садов становятся нынешними учащимися школы искусств. Эти мероприятия способствуют развитию художественного воображения, формированию у детей основ общей и музыкальной культуры.
Таким образом, участвуя в данном образовательном проекте «Ступени творчества» и проводя подобные концерты, преподаватели и учащиеся школы искусств несомненно занимаются очень нужной в наше время просветительской деятельностью.
Актуальность. По мнению известного психолога Б.М. Теплова, «Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций». Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете, «расходятся пути по всем направлениям».
В детском саду деятельность воспитателя направлена на всестороннее развитие детей, в том числе на развитие музыкальных способностей, а преподаватель школы искусств стремится научить ребенка уже специальному качественному исполнительству в той или иной области. Следовательно, в основе решения и тех, и других задач предполагается наличие познавательного интереса самих детей к музыке, музыкальным инструментам, исполнительскому искусству.
Дети дошкольного возраста редко посещают концерты исполнителей на музыкальных инструментах. Дети не знают, что есть такой инструмент, как, например, балалайка или домра, флейта или виолончель, и как играть на этих инструментах. В детских садах должны звучать народные, классические и современные инструменты. Музыкальные произведения в инструментальном исполнении вводят детей в конкретную историческую эпоху, развивают воображение и фантазию, воздействуют на эмоционально – психологическое состояние детей.
Цель проекта:
– расширение взаимодействия ДОУ со школой искусств;
– формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста и их родителей;
– художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к лучшим образцам музыкального и исполнительского искусства.
Задачи проекта:
– Обеспечить доступность для детей дошкольного возраста к слушанию классической и народной музыки в живом исполнении;
– Приобщить детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры;
– Развить у детей интерес к музыке как искусству;
– Повысить эффективность воспитательно– образовательного процесса работы с детьми;
– Пополнить материальной базы дошкольного учреждения музыкальным оборудованием и новыми методическими пособиями;
– Предоставить возможность познавательного творческого общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
– Развить у детей художественный вкус и интерес к музыке как к искусству.
Сроки реализации проекта – с сентября 2019 г.
Исполнители проекта:
Проектная команда:
Корсакова О.В. – преподаватель по классу баяна и фольклора.
Юдина И.Ю. – преподаватель по классу гитары и домры.
Леонтьева А. Р. – преподаватель по классу баяна и аккордеона.
Петрова Е. В. – преподаватель по классу гитары.
Участники проекта:
Учащиеся и преподаватели МАУДО «ЧДШИ №2», ДОО № 82, 105, 97, 117.
Механизм реализации проекта.
Достижение цели и задач проекта планируется обеспечить посредством формирования следующего плана действий:
№ | Наименование мероприятия | Дата | Место | Ответственный |
1 | Изучить раздел ООП ДО по направлению «Художественно-эстетическое развитие». | Август 2019 | МАУДО “ЧДШИ № 2» | Корсакова О.В., Юдина И.Ю. |
2 | Провести анкетирование родителей на тему «Роль музыки в воспитании ребенка» | Сентябрь 2019 | Педагоги ДОУ | Корсакова О.В., Юдина И.Ю. |
3 | Составить план совместных мероприятий со ДОУ и «ЧДШИ №2». | Сентябрь-май 2019-2020гг. | «ЧДШИ №2», ДОО | Корсакова О.В., Юдина И.Ю. |
4 | Подобрать дидактический и познавательный материал о музыкальных инструментах | Сентябрь-май 2019-2020гг. | МАУДО «ЧДШИ №2». | Преподаватели |
5 | Составить картотеку загадок об инструментах | Сентябрь 2019г. | ДОУ | Педагоги ДОО |
7 | Совместная организационная деятельность «Где живет музыка?» | Сентябрь 2019г. | ДОУ | Корсакова О.В. |
6 | Чтение познавательной литературы о музыкальных инструментах. Международный день Музыки. | Октябрь 2019г. | ДОУ | Корсакова О.В. |
7 | «Музыка осени» – тематический концерт | Октябрь 2019г. | ДОУ | Преподаватели |
8 | Обзорная экскурсия по «Академии искусств» | Октябрь 2019г. | МАУДО «ЧДШИ №2» | Корсакова О.В. |
9 | Концерт учащихся «ЧДШИ №2» | Ноябрь 2019г. | ДОУ | Юдина И.Ю., преподаватели |
10 | «Вместе дружная семья»- игра в ансамбле | Декабрь 2019г. | ДОУ | Преподаватели |
11 | «Мы – веселые музыканты» – развлечение | Январь 2020г. | ДОУ | Преподаватели |
12 | Изобразительная деятельность «Нарисуй свое настроение» Настроение музыки | В течение
года |
ДОУ | Педагоги, родители |
13 | Игровая деятельность «Придумай движение под музыку» (импровизация) | В течение года | ДОУ | Педагоги |
14 | «Музыка зимы»- тематический концерт | Январь 2020г. | ДОУ | Преподаватели |
15 | Музыкальные картинки (музыкально-слайдовая композиция) | Февраль 2020г. | ДОУ | Педагоги, преподаватели |
16 | Вечер классической музыки для детей и родителей | Март 2020г. | ДОУ | Преподаватели |
17 | «Музыка весны» – тематический концерт | Март 2020г. | ДОУ | Преподаватели |
18 | «Хоровод дружбы» – музыкальное развлечение | Апрель 2020г. | ДОУ | Преподаватели |
19 | «Музыка лета»- тематический концерт | Май 2020г. | ДОУ | Преподаватели |
Материально-техническое обеспечение реализации проекта:
Помещение для организации и проведения концертов и бесед.
Информационное обеспечение проекта
Информация о реализации проекта будет размещена на сайте школы в разделе «Проекты», на сайтах Управления культуры администрации города Чебоксары и администрации Московского района, а так же в газете «Чебоксарские новости», на телевидении.
Ожидаемые результаты:
Для педагогов и преподавателей:
- повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;
- инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- творческое использование музыки в разных видах детской деятельности.
Для воспитанников: инструменты по актуальности
- повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
- появление интереса к музыкальной культуре;
- приобщение дошкольников к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
Для родителей: информирование о деятельности АИ
- повышение музыкальной культуры;•мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
- приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры.
Критерии оценки эффективности проекта.
- Анкетирование участников проекта;
- опрос, отзывы зрительской аудитории и участников творческих встреч, мастер-классов, лекций-бесед;
- статьи в периодических изданиях.
Система организации контроля – руководство проектом осуществляет администрация МАУДО «ЧДШИ № 2» совместно с ДОУ № 82, 105, 97, 117 г. Чебоксары.