.Хоровая гостиная

Творческого проекта МАУДО «ЧДШИ №2»

«ХОРОВАЯ ГОСТИНАЯ»

Заказчик – муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Чебоксарская детская школа искусств № 2»

Адрес – 428017, ЧР, г. Чебоксары, ул. Эльгера, 10 «А»

Руководитель организации – Крыжайкина Марина Петровна

Автор проекта – Киселева Светлана Александровна

Цель проекта – организация вокально-хоровой деятельности МАУДО «ЧДШИ №2», а также родителей, жителей города Чебоксары через художественное и музыкально-эстетическое воспитание на лучших образцах вокально-хорового искусства.

Задачи проекта:

  • Формирование устойчивого интереса к хоровой и вокальной музыке и развитие художественного вкуса учащихся;
  • Обмен опытом между музыкальными школами, школами искусств, средними и высшими специальными заведениями города Чебоксары и Чувашской Республики;
  • Изучение потребностей населения в музыкально-художественном просвещении;
  • Расширение тезариуса (багаж эмоциональных впечатлений и переживаний) посредством хорового и вокального искусства;
  • Сохранение духовного наследия;
  • Приобретение раннего опыта полноценного и успешного творчества;
  • Концертно-исполнительская деятельность.

Сроки реализации проекта – с 2018г. бессрочно

Введение

Хоровое пение – самый доступный вид музицирования для детей. Занятия музыкой, пением эмоционально обогащает ребенка, расширяют его интересы, способствуют развитию мышления, разносторонних дарований. «Пение может облагораживать ум и сердце учеников, – писал выдающийся русский педагог, профессор Санкт-Петербургской консерватории А. И. Пузыревский, – влияет на физиологию внешне и на психологию внутренне» .

Что привлекает всех в хоровом пении? По мнению музыкального критика и теоретика, профессора той же консерватории Л. А. Сакетти, это:

  • слово, поэтический текст, содержащий образ, настроение, несущий определенный

смысл;

  • музыкальное воплощение этого текста и сами музыкально-выразительные средства

(лад, метр, ритм, мелодия, гармония, темп, динамика), которые и создают в сумме образ, настроение, картину;

  • умело подобранный музыкальный материал, яркий, выразительный, обладающий

художественными достоинствами;

  • совместное музицирование, коллективное переживание музыки;
  • как итог творческой работы – яркий эмоциональный подъем непосредственно во время выступлений.

Выступления хора перед публикой, концерты являются составной частью жизни

детского хора. Многогранная кропотливая работа на хоре не является самоцелью. Это работа над собой, но не для себя. Исполнительская деятельность коллектив, стремление выйти к людям, поделиться, рассказать со сцены. Вместе волноваться, переживать и радоваться – естественная потребность и необходимость каждой творческой личности. И нет для нее большей радости, чем благодарность слушателей.

Концерт – это один из ответственейших моментов в жизни хора, это результат напряженного труда дирижёра и хористов, это творческое действо, стимулирующее дальнейший рост хорового коллектива, это концентрация музыкальных возможностей детей  и руководителя хора, это сотворчество, которое объединяет исполнителей и слушателей в едином стремлении познания художественного произведения.

Конечно, наши маленькие певцы еще не готовы выступать с полноценными концертами, исполнять сложные и продолжительные программы, но исполнительская деятельность им также необходима. Причём уровень мастерства наиболее заметно будет возрастать именно от выступления к выступлению, т.к. дети будут не только активно совершенствовать свои умения и навыки, стремясь к поставленной цели, но и постепенно у них будет вырабатываться необходимый сценический артистизм и свобода.

Концерт–наиболее сложная форма исполнительской деятельности малышей, т.к. требует интересной, разнообразной, по-настоящему музыкальной программы, достойного её воплощения, а также определенной выдержки юных певцов. Поэтому целесообразно устраивать небольшие совместные выступления нескольких хоров, на которых ребята не только «покажут себя», но и познакомятся с творчеством других, например, более старших детей или приглашенных артистов. Возможность выступить на одной сцене с профессиональными коллективами – мечта многих начинающих, юных музыкантов. Это огромный стимул для детей – они понимают для чего и зачем они учатся. Кроме того опыт общения с профессиональными музыкантами оставляет в их сердцах очень сильный эмоциональный отпечаток и помогает реализовать их творческого потенциала. Все это способствует тому, что юные артисты поют лучше, интереснее, профессиональнее. Это творческий труд, благодаря которому вырастают целеустремленные, высококультурные, интеллектуальные люди. Часто концерты сопровождаются рассказом о композиторах, об истории создания исполняемых произведений. Разговор с аудиторией улучшает контакт хора со слушателями и способствует лучшему восприятию услышанного. Конечно беседы не должны быть утомительными и долгими. Они должны быть построены в форме конферанса, но не с развлекательной задачей, а с целью пропаганды музыки, хорового дела с целью просветительства.

Наиболее оптимальная форма исполнительства маленьких певцов – всевозможные «вечера», музыкально-литературные композиции и праздники.  Желательно, чтобы всё обучение детей музыке, пению ощущалось ими как череда красивых и запоминающихся праздников. В такие «свободные» выступления кроме пения хора включаем различные виды музыкальной, и не только, деятельности детей: чтение стихов, игру на музыкальных инструментах, разыгрывание сценок и др. Главное чтобы в таких концертах была объединяющая тема и стройная по форме композиция. Для таких праздников очень важно оформление зала, освещение, костюмы, наличие программок и т.д.

Одна из форм исполнительской деятельности в рамках творческого проекта «Хоровая гостиная» это мастер-классы опытных педагогов, известных мастеров хорового искусства. Находясь в начале творческого пути юные исполнители, перенимая опыт профессионалов, осваивают вокально-исполнительскую культуру. На мастер-классах  учащиеся работают над мастерством исполнения, растут профессионально, получая удовольствие и радость от процесса обучения.

Грамотное составление концертной программы, продумывание логики развития творческого вечера, его драматургии, внутренних связей между сочинениями в большей степени обеспечивает его успешное проведение. А маленькие хористы поднимутся еще на одну ступеньку мастерства, откроют для себя новые краски в уже не раз исполняемых произведениях, приблизятся ещё на один шаг к пониманию и любви большого. Прекрасного и серьезного искусства хорового пения.

Исполнители проекта –

Административно-проектная команда:

Крыжайкина М.П. – директор

Ведина Р.М. – зам. директора по УВР

Скворцова Е.Н. – зам. директора по ВВР

Проектная команда

Киселева С.А. – зав. вокально-хоровым отделением, преподаватель по классу хора и вокала.

Манешева Н.З. – зав. фортепианным отделением, преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер.

Виноградова М.Ю. – зав. теоретическим отделением, преподаватель сольфеджио.

Материально-техническое оснащение для реализации проекта:

  1. Актовый зал;
  2. Типографические материалы (изготовление афиш, буклетов, концертных программ);
  3. Фортепиано;
  4. Музыкальная аппаратура;
  5. Цифровой фотоаппарат;
  6. Цифровая видеокамера;
  7. Принтер;
  8. Проектор;
  9. Концертные костюмы.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование в МАУДО «ЧДШИ № 2» воспитывающего пространства;
  • Создание в МАУДО «ЧДШИ № 2» атмосферы духовной наполненности, в которой созревают наиболее благоприятные предпосылки для развития творческой личности ребенка, гармонизации его эмоциональной сферы;
  • Осознанное освоение вокальной и хоровой классической музыки;
  • Разработка практических рекомендаций по организации исполнительской деятельности (музыкальных вечеров, музыкально-литературных композиций, праздников, концертных программ, мастер-классов);
  • Создание благоприятных творческих отношений (сотрудничество) между взрослыми и детьми.

Критерии оценки эффективности проекта.

  • Анкетирование, опрос, отзывы зрительской аудитории и участников музыкальных вечеров, музыкально-литературных композиций, праздников, концертных программ;
  • Количество мероприятий;
  • Количество зрительской аудитории;
  • Оценка проведения вечеров лучшими опытными педагогами-экспертами города.

Система организации контроля – руководство проектом осуществляет администрация МАУДО «ЧДШИ № 2» совместно с управлением культуры администрации г. Чебоксары. Исполнители ежегодно обязуются предоставлять информацию о проделанной работе и ходе выполнения запланированных мероприятий в управление культуры.

  1. Актуальность, цели и задачи проекта.

К настоящему времени в России накоплен значительный опыт в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания детей.

Современный этап развития общества ставит перед учреждениями дополнительного образования детей сложные задачи, решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений деятельности. Видеть будущее учебного учреждения – важнейшая творческая задача педагогического коллектива, решение которой зависит от инновационной, исследовательской работы, способности и возможности изменить структуру, статус и назначение образовательного учреждения.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чебоксарская детская школа искусств № 2» относится к учреждениям комплексного типа, соединяя в себе различные направления образования детей и создавая благоприятные условия для самоактуализации, самоопределения обучающихся, для развития и реализации личностного потенциала каждого ребенка.

С расширением учебных площадей и усилением материально-технической базы, МАУДО «ЧДШИ № 2» получила возможность не только выполнять узкофункциональное назначение как образовательное учреждение, но и смоделировать будущую перспективу развития школы. Поэтому для сохранения школы искусств как особого вида образования необходимо находить все новые аргументы в его пользу, заботиться о создании нового имиджа учреждения. Ведь современные родители больше всего озабочены вопросом, пригодиться ли их ребенку музыкальное или художественное образование, или в будущем он изберет далекую от искусства профессию.

И на современном этапе вопрос о конкурентоспособности выходит на первый план.

В этом сложном процессе, важную роль играют разрабатываемые преподавателями школы новые проекты, один из которых называется творческий проект «Хоровая гостиная».

  1. Механизм реализации проекта.

Достижение целей проекта планируется обеспечить посредством формирования плана действий, предусматривающих 11 содержательных модулей.

Наименование модуля/действия Когда Где Кто
Поисковый модуль.

 

1.1. Поиск информации из опыта работы учреждений дополнительного образования по организации системы взаимодействия с различными партнерами.

1.2. Поиск партнеров по реализации проекта.

С 2018 – бессрочно Методлитература, интернет, учреждения дополнительного образования г. Чебоксары Проектная команда.
II. Концептуальный модуль

 

2.1. Разработка и реализация проекта с творческими коллективами в точках соприкосновения общности интересов.

2.2. Подготовка моделей новых образовательных отношений с партнерами.

2.3. Создание условий духовной среды посредством культурно-просветительской деятельности.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда.

III. Дидактический модуль.

 

3.1. Создание творческой мастерской педагогов всех отделений школы искусств.

3.2. Организация курсовой подготовки педагогов по изучению инновационных технологий.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

Привлеченные специалисты.

IV. Модуль научно-методического сопровождения

 

4.1. Разработка и планирование деятельности школы искусств на основе образовательных программ педагогов.

4.2. Создание банка данных из опыта работы концертно-просветительской деятельности МАУДО «ЧДШИ № 2».

4.3. Разработка новых образовательных программ в рамках реализации проекта.

4.4. Разработка методических рекомендаций:

  • сценарии;
  • оформление сцены
  • анкетирование
С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

V. Аналитико-диагностический модуль.

 

5.1. Разработка модели мониторинга реализации проекта:

  • Мониторинг качества взаимодействия между образовательными учреждениями и партнерами в рамках концертно-просветительской деятельности МАУДО «ЧДШИ № 2».
  • Мониторинг качества профессионального развития педагогов-участников проекта.
  • Мониторинг социальных эффектов реализуемого проекта.

5.2. Проведение социологических и психолого-педагогических исследований.

5.3. Анализ и обобщение получаемых результатов.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

VI. Социально-психологический модуль.

 

6.1. Разработка программы повышения мотивации и стимулирования педагогов школы и других участников проекта.

6.2. Организация психологической поддержки педагогов.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Административно-проектная команда
VII. Социальное взаимодействие.

 

7.1. Регулярные рабочие встречи с социальными партнерами, организация постоянно действующих круглых столов.

7.2. Заключение договоров.

7.3. Организация педагогической гостиной для консультаций педагогов МАУДО «ЧДШИ № 2».

7.4. Организация родительской гостиной, выходы на родительские собрания.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

VIII. Нормативно-правовой модуль.

 

8.1. Разработка пакета нормативных документов об утверждении творческого Проекта «Хоровая гостиная».

8.2. Разработка нового учебного плана МАУДО «ЧДШИ № 2»

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

IX. Финансово- экономический модуль.

 

9.1. Разработка сметы расходов проекта.

9.2. Формирование специального счета проекта.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

X. Модуль PP-сопровождения.

 

10.1. Разработка программы выступлений и презентации проекта перед учителями школ, родителями, общественностью.

10.2. Периодическое освещение деятельности МАУДО «ЧДШИ № 2» в средствах массовой информации.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

XI. Организационно-управленческий модуль.

 

11.1. Организация круглых столов с партнерами и участниками Проекта.

11.2. Разработка плана мероприятий на каждом этапе реализации Проекта.

11.3. Презентация Проекта на разных уровнях.

С 2018 – бессрочно МАУДО «ЧДШИ № 2» Проектная команда

 

Административно-проектная команда

Мероприятия в рамках творческого проекта «Хоровая гостиная» на 2018-2019 учебный год

 

 

п/п

Мероприятия Ответственные Место проведения Сроки проведения
1 «Осеннее многоголосие» вечер хоровой музыки с участием хорового коллектива «Капельки» ДМШ №4 им. Ходяшевых и хорового коллектива «Виктория» ЧДШИ №2

Манешева Н.З.

Киселева С.А.

Манешева Н.З.

Актовый зал академии искусств

20.11.2018 г.

17.30

2 «Как поют снежинки» творческая встреча с заслуженным артистом ЧР Маргаритой Финогентовой Киселева С.А.

 

Манешева Н.З.

Актовый зал академии искусств 20.12.2018 г.

 

15.00

3 «Поет зима» концертная программа с участием Чувашской государственной академической капеллы, хорового коллектива «Виктория» и трио «Бельканто» ЧДШИ №2

Киселева С.А.

Виноградова М.Ю.

Манешева Н.З.

Актовый зал академии искусств

30.01.2019 г.

17.30

4 Мастер-класс кандидата педагогических наук, заслуженного работника чувашской республики, профессора Савадеровой Анны Витальевны. Тема «Формирование вокально-исполнительской культуры в детском хоре»

Киселева С.А.

Манешева Н.З.

Актовый зал академии искусств

7.02.2019 г.

16.00

5 Мастер-класс заведующей кафедры хорового дирижирования ФХиМо ЧГПУ им. И.Я. Яковлева профессора Дмитриевой Юлии Александровны. Тема «Орфоэпия чувашских текстов в пении»

Киселева С.А.

Манешева Н.З.

Актовый зал академии искусств

18.02.2019 г.

16.00

6 «Поющая весна» вечер хоровой музыки с участием хора студентов ЧГИКИ руководитель Савадерова Анна Витальевна и учащихся вокально-хорового отделения

Киселева С.А.

Виноградова М.Ю.

Манешева Н.З.

Актовый зал академии искусств

6.03.2019 г.

17.30

Обсуждение закрыто.